Психологическая служба школы - специализированное подразделение в системе образования, основной целью которой является обеспечение условий, способствующих полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка, созданию благоприятного психологического климата и сохранению психологического здоровья, нарушение которых мешает своевременной реализации возрастных и индивидуальных возможностей обучающихся и ведет к необходимости психолого-педагогической коррекции для полноценного личностного развития учащегося.
Направления и задачи психологического сопровождения.
- Повышение психологической компетентности родителей (законных представителей), педагогов и других участников образовательного процесса.
- Проведение семинаров, тренингов, секций, родительских собраний, заседаний родительского клуба.
- Развитие базовых оснований психики ребёнка начальной школы:
1. Личностно-активное отношение к новому.
2. Отношения «Я-другой». - Произвольность деятельности.
- Формирование актуального для старшеклассников «информационного поля».
- Обеспечение старшеклассников средствами самопознания, развитие навыков и умений по целеполаганию и планированию.
- Определение обучающимися путей и способов развития своих познавательных и личностных возможностей в системе профильной образовательной подготовки.
- Формирование у старшеклассников мотивов саморазвития, личностного роста.
- Психологическая профилактика включает:
- Изучение адаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено, переход обучающихся из основной школы в старшее звено.
- Заседание психолого-педагогических консилиумов по проблемам успеваемости, поведения конкретных учащихся. Психологическая служба готовит данные о психологических возможностях обучающегося, медицинские работники поликлиники представляют сведения о состоянии здоровья, классный руководитель представляет данные о фактической успеваемости и поведении учащегося. Приглашаются также сам ребенок и его родители.
- Профилактика и преодоление девиантного поведения у обучающегося образовательного учреждения стоящего на внутришкольном контроле.
- Содействие привитию здорового образа жизни учащемуся.
- Профилактика суицидальных превенций у обучающихся.
- Содействие участникам образовательного процесса в гармонизации социально-психологического климата в образовательном учреждении.
- Психологическая диагностика индивидуальных особенностей обучающегося .
- Это определение уровня познавательных процессов (мышления, памяти, внимания, воображения), а также личностных качеств, эмоционального и социального развития детей, девиаций.
- Исследование познавательных интересов, склонностей и способностей детей.
- Выявление профессиональных предпочтений обучающихся для выбора будущей профессии.
- Психологическая коррекционная и развивающая работа с обучающимися.
- Проведение развивающих занятий с детьми ОВЗ, СОП, «группы риска».
- Проведение развивающих занятий социальной и личностно-ориентированной направленности с обучающимися 1-10 классов по программе « Тропинка к своему я», « Обо мне и для меня».
- Проведение занятий по предпрофильной и профориентационной подготовке с обучающимися 6-11 классов:
Виды и формы работы:
- 8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе групповых занятий; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.
- 10-11 классы: Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
- Консультативная и диспетчерская работа со всеми участниками образовательного процесса.
- Психологическая служба также работает по запросам классных руководителей и родителей, других ведомств города (КДН, прокуратура, соцслужбы и.т.д).
В зависимости от запроса готовится программа занятий, встреч, тренингов по соответствующим проблемам.