Наставник — это тот, кто видит в вас больше
таланта и способностей, чем вы сами видите,
и помогает вам их раскрыть.
Боб Гошен
Учителя и наставники - это основа любого общества. Какие нравственные основы заложит, каким навыкам обучит учитель, таким и будет ученик. Это и духовно-нравственные начала, и сохранение и приумножение чистых, светлых и прекрасных образов на пути к формированию индивидуальности и гармонии личности. ХХI век – век информационных технологий, новых достижений и открытий, но при этом общество оказалось в глубоком кризисе духовно-нравственной культуры. А кто поможет молодому поколению обрести духовные начала? Конечно, учитель – педагог - наставник.
Отсюда возникает вопрос: «Педагог - наставник: должность или миссия?» Ответ однозначен – миссия!
Высокая гражданская миссия наставничества — научить своего воспитанника в течение всей жизни черпать опыт и знания, накопленные человечеством, искать в них высокие образцы для подражания, постоянно обновлять знания, учиться профессиональному мастерству и приумножать его.
Ведь за каждым молодым педагогом стоит наставник, который остался в тени, но который в начале профессионального пути помог не сбиться с цели, найти себя.
Согласно определению Агентства стратегических инициатив России, наставничество — это «персональная огранка» талантов человека, помощь в максимальном раскрытии потенциала. Наставник – это человек, опыт которого хочется перенять.
Размышляя над вопросом это должность или миссия, я впервые задумалась: почему вот уже несколько лет мне доверяли, просили оказать помощь молодые специалисты?
Всегда с удовольствием делюсь своими наработками с молодыми коллегами, вместе мы обсуждаем нововведения и традиционные педагогические подходы. Ещё большее удовольствие у меня вызывают успехи и достижения молодых учителей.
Наблюдая за молодыми педагогами, я вспоминаю себя. В моей долгой профессиональной жизни немаловажную роль сыграли мои наставники - педагоги. Именно они заложили те профессиональные качества, которыми так хочется поделиться: уважение к личности юного человека, его мнению, желаниям, интересам, сотрудничество на основе чести и справедливости, терпения и милосердия, долга и патриотизма.
Наставничество – это постоянная коммуникация наставника и наставляемого. Отправной точкой, которой является готовность к совместной деятельности: готовность наставника не только передавать опыт, но и учиться новому, и, несомненно, готовность молодого педагога брать самое лучшее.
В. Г. Белинский говорил: «Нет ничего бесполезнее и даже вреднее, как наставления, хотя бы и самые лучшие, если они не подкрепляются примерами. Не оправдываются в глазах ученика всею совокупностью окружающей его действительности». Я не сотрудничаю с молодыми коллегами с позиции: «делай как я». Мой подход: «предлагай, делай лучше».
Часто, наблюдая за молодым педагогом, я прихожу к выводу: мне тоже когда-то приходилось многому учиться. И приходится до сих пор. Наставничество способствует совершенствованию моих профессиональных компетенций.
Наставники имеют за плечами багаж знаний, практического опыта и достижений. Своим примером они мотивируют наставляемых на собственные стремления и свершения, в результате которых происходит взаимообмен не только профессиональными знаниями, опытом, но и обмен энергиями, идеями, человеческими качествами, которые каждому необходимо развивать в себе на протяжении всей жизни. Высокая гражданская миссия наставничества — научить своего воспитанника в течение всей жизни черпать опыт и знания, накопленные человечеством, искать в них высокие образцы для подражания, постоянно обновлять знания, учиться профессиональному мастерству и приумножать его. Обращаясь к молодым коллегам, только начинающим свой трудовой путь, хочется сказать:
- Гордитесь профессией «Учителя»!
Именно от нашей профессии зависит будущее последующих поколений. Великий российский историк В.О. Ключевский говорил: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».
Наставить на путь, показать, как идти, и считать свою задачу лишь тогда выполненной, когда человек все жизненные решения способен принимать самостоятельно, — вот цель наставничества.
Самая главная миссия педагога-наставника в том, чтобы увидеть в каждом молодом учителе индивидуальность, ведь личность педагога многогранна.