Что такое «функциональная грамотность»
Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:
«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».
В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная.
Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.
Банк заданий по ФГ: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
Открытые задания PISA: https://fioco.ru/
Электронный банк заданий по функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
Рекомендации педагогическим работникам
Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке: https://resh.edu.ru/instruction.
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
«Руководство пользователя банка учебных заданий по функциональной грамотности» (презентация в формате PDF).
Карта контроля работы учителей по развитию естественно-научной грамотности школьников (PDF). Инструкция к карте контроля (PDF)
Письмо Департамент образования и науки ХМАО от 25.03.2021 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» (PDF)
Приказ № 795 от 12.10.2022 г. "Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся МБОУ «СШ №43" (PDF)
Рекомендации для педагогов по формированию функциональной грамотности обучающихся (PDF)
Функциональная грамотность учителя-основа развития функциональной грамотности учащихся. Мусина Н.М., заместитель директора МБОУ «СШ №43» (презентация в формате PDF)
Виртуальная методическая площадка по сопровождению развития функциональной грамотности
https://iro86.ru/index.php/2015-04-23-09-26-58/1456-funktsionalnaya-gramotnost
Перечень программ по внеурочной деятельности профориентационного курса
1.Рабочая программа внеурочной деятельности «Найди себя в мире профессии» для обучающихся 5-9 классов.
2. Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы педагогики и психологии» для обучающихся 10-11 классов.
4. Рабочая программа внеурочной деятельности «Образовательные сессии по профильным предметам» для обучающихся 10-11 классов.
5. Рабочая программа внеурочной деятельности «Тайм-менеджмент» для обучающихся 10-11 классов.
6. Рабочая программа внеурочной деятельности «Наши практики» для обучающихся 10-11 классов.
7. Рабочая программа внеурочной деятельности «Ты – студент» для обучающихся 10-11 классов.
8. Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для обучающихся 5-6 классов.
9. Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для обучающихся 10-11 классов.
10. Рабочая программа внеурочной деятельности «Командообразование и лидерство» для обучающихся 10-11 классов.